Заработать на пчелах

Первые опыты фермерства

Предки Романа Бугаёва разводили пчел под Волоконовкой с конца 17 века, когда в этих местах начали заготавливать дубовую древесину для флота Петра Первого. Пчеловоды считались уважаемыми зажиточными людьми — производили не только мед, но и воск для свечей и пыльцу. По семейной легенде, медовуху и медовые квасы Бугаёвых поставляли на стол самому царю Петру, когда он приезжал инспектировать верфи.

После института в начале 2000-х Роман работал инспектором в Ространснадзоре. В 2006 году перешел на работу, не связанную с госслужбой, и параллельно занялся сельским хозяйством.

Наш герой взял в аренду у государства около 100 гектаров земли в Волоконовском районе за 70 тысяч рублей в год, чтоб выращивать там пшеницу и подсолнечник. Это самые распространенные культуры у фермеров в регионе, поэтому нет проблем с удобрениями, техникой и сбытом.

Кроме того, предприниматель решил вернуться к семейному делу и привлек отца, у которого было 50 пчелосемей. Они купили дополнительные ульи и увеличили пасеку до 100 пчелосемей. Наемных работников, которые бы работали за зарплату, на этой ферме не было — помогали родственники за процент от прибыли.

Отцовская пасека выросла вдвое и стала частью хозяйства Романа
Отцовская пасека выросла вдвое и стала частью хозяйства Романа

Заработок на пчелах

Заработать на пчелах

Держать пчел в середине 2000-х было выгодно: цена меда доходила до 100 рублей за килограмм, а сто пчелосемей производили около 3 тонн продукта за сезон. Прибыль составляла 230 тысяч рублей в сезон. Но к 2012 году на российский рынок хлынул дешевый китайский мед, и цены упали до 40 рублей за килограмм, а прибыль от пасеки — до 90 тысяч. Нужно было искать новые возможности для заработка.

Пчелы, которые опыляли подсолнечник, меда почти не давали — гибридный сорт выделял мало нектара. Но партнеры платили по 3,5 тысячи рублей за пчелосемью, а земли у них было много. За полтора года совместной работы количество ульев выросло до 600. Часть пчелосемей Роман покупал, часть размножал путем расселения — из одной семьи можно сделать до семи новых. Выручка в то время составляла около 2,1 млн рублей в сезон. После вычета расходов и налогов на руках оставалось около 1,5 млн.

Семейный рецепт медовухи

Еще когда Роман Бугаёв занимался медом, он производил и медовуху. Не на продажу, а для себя, по старинному семейному рецепту — еще тех самых, петровских времен. Первый напиток предприниматель приготовил в 17-летнем возрасте.

Местные власти приглашали предпринимателя участвовать в местных сельских ярмарках — на медовый спас и другие праздники. Роман ставил стол с самоваром и бесплатно угощал посетителей медом со своей пасеки и медовым чаем. А еще семейной медовухой. Многие посетители приходили и на следующий год — попробовать фирменный напиток.

В марте 2014 года на ярмарке к столу с продукцией фермера подошла делегация местной администрации. Главе района медовуха понравилась. То ли в шутку, то ли всерьез он сказал, что можно попробовать открыть цех такой натуральной продукции — без красителей. Позже чиновник еще несколько раз возвращался к этой теме.

Роман почитал в интернете о производстве подробнее. Оказалось, самое простое оборудование стоит около 5—6 млн рублей. Таких денег у фермера не было.

Ярмарки в районе проходят по нескольку раз в год. Роман всегда выставляет на них мед и свои напитки
Ярмарки в районе проходят по нескольку раз в год. Роман всегда выставляет на них мед и свои напитки

Конкурс грантов для фермеров

В 2017 году Роману пришло письмо от главы района. Тот предлагал поучаствовать в областном конкурсе «Я — сельский предприниматель». Любой бизнесмен, готовый открыть производство в сельской местности, мог предложить свой проект. Если комиссия признавала идею жизнеспособной, из бюджета региона выделяли финансирование — 80% от стоимости. Не в кредит, а как субсидию — без необходимости возврата.

Предлагаем ознакомиться  Белый гриб (Boletus edulis) фото и описание

Кроме того, бюджетные деньги надо было использовать в течение полутора лет. На зарплаты тратить грант нельзя — только на строительство, покупку или ремонт зданий, покупку оборудования, техники или сельскохозяйственных животных. После того как победитель конкурса получал деньги, его предприятие должно было проработать еще минимум пять лет. Если какое-то из этих условий не выполнялось, деньги пришлось бы вернуть государству.

Помимо бизнес-плана для конкурса просили выписку из ЕГРЮЛ, справку об отсутствии долгов по налогам и страховым платежам и ходатайство главы района.

Роман не разбирался в промышленной технологии производства — помогла местная компания. За 100 тысяч рублей она оценила рынок и составила бизнес-план.

Для запуска требовалось 9,5 млн рублей: 2,5 млн готов был вложить сам Роман, 7 млн рассчитывал получить от государства. На эти деньги предприниматель планировал купить помещение и заказать оборудование. Производить собирался медовый квас без сахара, медовый натуральный лимонад и свою фирменную медовуху.

Помещение

Что касается площади, Роман рассчитывал найти что-то в пределах 100 м². Аренду предприниматель даже не рассматривал — хотел купить в собственность. Во-первых, оборудование для цеха — громоздкое. Если внезапно владельцы повысят аренду, то съезжать дорого и хлопотно. Во-вторых, покупка — своеобразная инвестиция: в будущем здание можно продать, если понадобятся деньги.

Подходящую площадку получилось присмотреть заранее — еще на стадии подготовки документов для конкурса. Это была бывшая станция техобслуживания, совмещенная с автомойкой, общей площадью 240 м², которая находилась там же, в Волоконовке. Владельцы запросили за здание 2,25 млн рублей.

Несмотря на то что тратить грант можно было уже в начале осени, покупка сильно затянулась. Деньги по гранту выделяло областное казначейство, которое требовало безупречного оформления документов. Хозяевам здания пришлось приводить в порядок бумаги, и сделку оформили только в феврале 2018 года. Полгода Роман просто ждал, параллельно ведя переговоры с производителями оборудования.

Здание красиво выглядело снаружи, но само помещение не подходило для пищевого производства. Пришлось менять полы, канализацию и водопровод, с нуля проводить вентиляцию. На все это Роман потратил около миллиона. Еще по 150 тысяч ушло на новую электропроводку и систему гидравлики. К маю работы закончили.

По технологии нужны сливы в полу, поэтому пол требовалось переделать полностью. Купить песок, который добавляют в бетон, в феврале оказалось сложно. На стройки его привозят прямо из карьеров, а они зимой стояли замерзшие. Пришлось ждать до начала марта, когда оттает земля
По технологии нужны сливы в полу, поэтому пол требовалось переделать полностью. Купить песок, который добавляют в бетон, в феврале оказалось сложно. На стройки его привозят прямо из карьеров, а они зимой стояли замерзшие. Пришлось ждать до начала марта, когда оттает земля

Оборудование

Оборудование Роман выбирал долго, еще на стадии бизнес-плана. Бывшее в употреблении покупать не хотел, пусть даже и импортное. Предприниматель запускал пищевое производство и речь шла о безопасности людей — мало ли что продадут. Не стал брать и новое китайское. Он почитал отзывы в интернете и пообщался с производителями кваса и пива — никто не советовал недорогие китайские линии. В итоге выбор пал на завод емкостного оборудования «Номас» в Миассе Челябинской области, который Роман нашел в интернете.

Предлагаем ознакомиться  Пчелиный рой: как поймать новичку, приманки, ловушки для ловли роя

Она состояла из двух отделений. В варочном в больших чанах — танках — варили сусло. Потом оно попадало в отделение брожения. Еще предприниматель за 1,5 млн заказал линию розлива, где готовый продукт разливается по бутылкам.

Оборудование делали на заказ под каждого покупателя. Срок изготовления составлял примерно шесть месяцев. По условиям гранта на запуск производства у Романа было всего полтора года, поэтому он заказал линию сразу, как только выиграл в конкурсе. Но и здесь без трудностей не обошлось.

На заводе хотели полную предоплату: оборудование стоило несколько миллионов и отправлять неизвестно кому дорогую линию без денег в другой регион боялись. В свою очередь, по условиям гранта разрешали сделать предоплату всего в 50%. Остаток областное казначейство могло перечислить только после того, как оборудование окажется у Романа.

Чтобы сэкономить хотя бы на установке, наш герой нашел местных сварщиков, и те за месяц сварили металлические каркасы, на которые монтировались танки. Они же подключили линии. Потом приехал инженер из Миасса и все запустил. Все это заняло полтора месяца и вместо 1,5 млн обошлось в 380 тысяч.

Производство

Технология производства медовухи незатейлива и напоминает варку пива. Сначала в варочном отделении в больших чанах — цилиндроконических танках — варят сусло. Это мед, смешанный с водой. В танк помещается две тонны сусла, и варить его надо трое суток.

Потом сусло перекачивают в другой танк в бродильном отделении и добавляют дрожжи. Бродит медовуха столько же, сколько пиво или молодое вино — 21 день. Потом она может стоять в этом танке и полгода, и даже год, если соблюдать температурный режим — 4 градуса. Если поступает заказ, медовуху из чана разливают в кеги или по бутылкам вручную.

Все время, пока варится сусло, работникам приходится постоянно следить за процессом — они даже ночуют в цеху
Все время, пока варится сусло, работникам приходится постоянно следить за процессом — они даже ночуют в цеху

Квас производят по похожей технологии. Сначала варят смесь меда, воды и квасного сусла, изготовленного из ячменя. Квасное сусло закупают на стороне. Потом, так же как и в случае с медовухой, сусло ставят бродить. Помимо дрожжей Роман придумал добавлять в квас кислые лактобактерии — так он становится полезнее. Квас бродит всего один день, затем его можно разливать и продавать.

18 августа 2018 года Роман сварил первую партию своей продукции — кваса.

Медовуха — слабоалкогольный продукт. Поэтому ежемесячно Роман подает в фирму, которая вносит в ЕГАИС, сведения о продажах медовухи. Это обходится в 3,2 тысячи рублей в месяц.

Мед покупают у местных пчеловодов. Проблем с сырьем нет: Роман — председатель местного общества пчеловодов и знает, кто какой мед делает. На пасеке, которая опыляла когда-то подсолнечник, осталось всего около ста ульев. Сейчас ей занимается отец Романа. В планах — нанять людей и увеличить количество пчелосемей, чтобы сырье было свое.

На производстве помимо Романа работают два сотрудника. Они в свое время помогали ему на ферме. Пока цех не вышел на полную мощность, рабочих рук хватает — делают всего одну варку в месяц. Зарплата на руки — около 20 тысяч на человека.

Предлагаем ознакомиться  Как пчелы делают мед и зачем, видео

Роман зарегистрирован как глава крестьянско-фермерского хозяйства. Производство напитков из меда считается переработкой сельхозпродукции. Предприниматель платит сельхозналог — 6% и акциз — 21 рубль за каждый литр медовухи.

Чтобы готовая медовуха хранилась в чане долго, нужную температуру в 4 градуса поддерживает такой промышленный холодильник
Чтобы готовая медовуха хранилась в чане долго, нужную температуру в 4 градуса поддерживает такой промышленный холодильник

Рентабельность и доходы

Самые крупные траты в пчеловодстве – это стартовые расходы. Собственно, как и в любом бизнесе, чтобы начать хорошо зарабатывать, нужно сначала вложить в дело определенную сумму.

Если повезет, можно купить пасеку с большими скидками в случае смерти прежнего владельца или по причине возникших проблем с его здоровьем. Известны случаи, когда на каждую семью предлагалась скидка до 30-50%.

На стационарной пасеке можно работать самостоятельно либо привлечь одного работника. Это обойдется в сельской местности порядка 4 000-5 000 в месяц (до 30 000 за сезон).

Продажи

Свою продукцию Роман Бугаёв продает под брендом «Волконский медовар». Торговую марку не регистрировал, но планирует. Есть своя фирменная этикетка с логотипом. Его разработали знакомые дизайнеры за 15 тысяч рублей.

Квас и медовуху варят не постоянно, а по потребности. Отливают по чуть-чуть из танка и продают, а когда танк освобождается, запускают новую варку. Лимонад пока не делают. Его активно покупают в жару, а лето 2019 года было холодным. Квас тоже варят нечасто — это, как и лимонад, сезонный продукт.

О волоконовской медовухе узнают через сарафанное радио. Еще есть аккаунт в Инстаграме, сейчас разрабатывают сайт.

Заработать на пчелах

Несмотря на то что специально продвижением Роман не занимается, к его медовухе уже присмотрелись в Китае. В район приезжала делегация иностранных бизнесменов, и их угостили напитком. Один из предпринимателей попросил познакомить его с производителем, и гостя привезли в цех. Выяснилось, что иностранец занимается экспортом российской продукции в Китай.

В ближайших планах Романа — нарастить объемы производства. Сейчас «Волконский медовар» производит 1,5—3 тонны продукции в месяц, а мощность цеха — 10 тонн. Можно бы было увеличить ассортимент. Например, производить лимонады с разными вкусами. Главное — чтобы без химических добавок, с натуральными соками. Проблема в рынках сбыта: сложно вывести на рынок медовуху или медовый квас — не такие разрекламированные, как пиво или сидр, напитки.

https://www.youtube.com/watch?v=D1HGh3JT6C8

Еще одна идея — открыть сеть собственных фирменных магазинов. Помимо своих напитков Роман мог бы продавать там другие фермерские натуральные продукты. Правда, для этого нужны инвестиции. Сейчас бизнес работает практически в ноль: компания хоть и приносит прибыль, но вся она уходит на погашение кредитов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector